Должностная инструкция - Психолог в социальной сфере - katalog-rus.ru
Меню Закрыть

Должностная инструкция — Психолог в социальной сфере

Должностная инструкция
Психолог в социальной сфере

Должностные инструкции с учетом профстандартов 2016-2017

Образец должностной инструкции психолога в социальной сфере

Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта Психолог в социальной сфере

1. Общие положения

1.1. Психолог в социальной сфере относится к категории специалистов.

1.2. На должность психолога в социальной сфере принимается лицо:

1) имеющее высшее образование по профилю профессиональной деятельности;

2) прошедшее обучение по программам повышения квалификации;

3) имеющее опыт практической или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности, не менее 2 лет.

1.3. К работе, указанной в п. 1.2 настоящей инструкции, допускается лицо, не имеющее или не имевшее судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.

1.4. Психолог в социальной сфере должен знать:

1) социальную психологию, психологию малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе), психологию масс, методологию индивидуальных консультаций и тренингов (специфику, виды, длительность и т.д.);

2) методологию командной работы;

3) психологию управления, организационную психологию;

4) регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств;

5) технологию работы в команде, организацию деятельности специалистов разных ведомств;

6) методы активизации социальных, психологических и других ресурсов для подготовки межведомственных команд;

7) техники эффективной коммуникации со специалистами;

8) конфликтологию (виды конфликтов, способы разрешения и т.д.);

9) технологию разрешения конфликтов;

10) психологию кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискологию, психологию экстремальных ситуаций, психологию горя, потери, утраты;

11) психологию кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении;

12) психологию семьи (структуру, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений), методы консультирования семьи, кризисов семьи;

13) проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды;

14) технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации;

15) проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация);

16) современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени);

17) отечественную и зарубежную социальную психологию (современные направления, актуальные проблемы, методы работы);

18) психологию экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия);

19) психологию зависимости, аддикций, девиантологию;

20) возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни;

21) особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации;

22) типологию проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.);

23) инфраструктуру муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп;

24) основы психологического консультирования (виды, формы, методы);

25) основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия);

26) методы и методики общей и социальной психологии;

27) методологию проведения тренингов;

28) возрастную психологию (характеристику возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т.д.), геронтологию, педагогическую психологию;

29) психологию воспитания и педагогики;

30) цели, задачи и функции организаций социальной сферы;

31) типологию социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой и т.д.);

32) психологию беженцев, мигрантов, маргиналов;

33) технологию работы с разными социальными группами;

34) организационную психологию (концептуальные подходы, особенности, виды и т.д.);

35) основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров;

36) основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т.д.);

37) требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере;

38) законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей;

39) особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях;

40) психологию горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм;

41) психологию воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей;

42) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания);

43) задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы;

44) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания);

45) проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды;

46) основы профилактики асоциальных явлений в обществе;

47) методы и технологию управления современными рисками;

48) методы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы;

49) основы составления индивидуальной программы предоставления психологических услуг;

50) основы прогнозирования и проектирования в социальной психологии;

51) современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии;

52) требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными;

53) основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды;

54) принципы, методы, технологии мониторинга социальных явлений;

55) документоведение;

56) Правила внутреннего трудового распорядка;

57) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

58) ……… (другие требования к необходимым знаниям)

1.5. Психолог в социальной сфере должен уметь:

1) подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной команды в соответствии с поставленными задачами;

2) осуществлять психологическую подготовку специалистов межведомственной команды с учетом их уровня квалификации;

3) разрабатывать программы подготовки специалистов межведомственных команд по оказанию психологической помощи организациям;

4) консультировать отдельных специалистов по работе в межведомственной команде;

5) вести документацию и служебную переписку;

6) использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов организации и работы межведомственных команд, оказывающих психологическую помощь в социальной сфере;

7) оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности;

8) организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи населению, нуждающемуся в ней по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения, с целью снижения социальной и психологической напряженности;

9) разрабатывать материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и представлять их в интернет-форумах и СМИ;

10) аргументировать свою позицию;

11) проводить профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности с учетом данных мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

12) проводить индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности, обнаруженной при анализе результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

13) взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам;

14) организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи;

15) оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций;

16) создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов;

17) оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм;

18) обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации;

19) вести психологическую просветительскую деятельность среди населения;

20) взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию;

21) разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач;

22) разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов;

23) разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе;

24) вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения;

25) разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов;

26) анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение;

27) адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения;

28) разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентам;

29) проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов;

30) применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов;

31) создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам;

32) разрабатывать психологические рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с клиентами;

33) разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам;

34) проводить психологическое обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека;

35) анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг;

36) проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере;

37) вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок;

38) составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере;

39) работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности;

40) применять на практике методы обучения взрослых, индивидуальной и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов;

41) оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам;

42) критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере;

43) общаться с разными категориями клиентов;

44) общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов;

45) проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители;

46) обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители;

47) определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении;

48) разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов;

49) применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры;

50) адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности;

51) применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов;

52) использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам;

53) анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения;

54) разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы;

55) использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций;

56) подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг;

57) использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги);

58) грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах;

59) создавать наглядные материалы для психологического просвещения;

60) преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения;

61) организовывать взаимодействие между специалистами по проведению профилактической и психокоррекционной работы;

62) анализировать и обобщать данные о состоянии и динамике психологического здоровья населения, выявлять риски его нарушения;

63) выявлять проблемы психологического здоровья населения, требующие психокоррекционной работы;

64) использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания для разработки программ профилактической и психокоррекционной работы;

65) подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;

66) осуществлять разные виды психологического консультирования населения по вопросам психологического здоровья;

67) разрабатывать программы и проводить общественные опросы по проблематике психологического здоровья;

68) определять источники необходимой информации, осуществлять ее поиск и применять для совершенствования деятельности в области реализации профилактической и психокоррекционной работы с населением;

69) вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере;

70) разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам;

71) оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека;

72) владеть технологиями работы с информационными сетями, основным программным обеспечением, необходимым для проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

73) хранить и обрабатывать персональные данные клиентов;

74) вести делопроизводство и служебную переписку;

75) ……… (другие навыки и умения)

1.6. Психолог в социальной сфере в своей деятельности руководствуется:

1) ……… (наименование учредительного документа)

2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

3) настоящей должностной инструкцией;

4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)

1.7. Психолог в социальной сфере подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.8. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп:

1) подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам);

2) организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

3) оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию;

4) организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам);

5) оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам);

6) психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов);

7) организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;

8) разработка и реализация программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения.

2.2. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Психолог в социальной сфере исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) выявляет проблемы межведомственного характера в социальной сфере, подготавливает предложения по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам;

2) осуществляет разработку совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия;

3) обучает специалистов межведомственной команды;

4) осуществляет психологическую подготовку специалистов межведомственной команды;

5) проводит психологическую оценку эффективности деятельности специалистов межведомственной команды;

6) консультирует специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам;

7) ведет учет результатов работы.

3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет разработку программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

2) определяет психологические критерии соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей;

3) проводит мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных;

4) выделяет и оценивает психологические риски, факторы социальной и психологической напряженности;

5) обобщает полученные данные и разрабатывает на их основе психологические рекомендации по минимизации негативных явлений;

6) осуществляет подготовку сообщений и публикаций для средств массовой информации (далее — СМИ) по результатам мониторинга;

7) оценивает эффективность работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

8) ведет учет проведенных работ.

3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет разработку индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников;

2) создает команду и проводит программы активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе;

3) проводит групповое и индивидуальное консультирование клиентов;

4) проводит психологические тренинги по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации;

5) содействует в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов;

6) осуществляет разработку программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов;

7) привлекает социальное окружение клиентов к их психологической поддержке и создает специальные странички, блоги, группы в социальных сетях;

8) выполняет работу по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов.

3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявляет информацию, требующую дополнительной проверки;

2) запрашивает необходимую информацию у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства);

3) подбирает комплекс психологических методик, планирует и проводит обследование клиентов;

4) обобщает результаты психологического обследования, оценивает психологические потребности, риски и ресурсы клиентов, выявляет психологические особенности их социального окружения и условий жизни;

5) выявляет типичные психологические проблемы разных социальных групп клиентов;

6) осуществляет разработку совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде;

7) осуществляет разработку программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников;

8) проводит индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания;

9) проводит беседы (лекции), направленные на просвещение клиентов;

10) взаимодействует с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем;

11) осуществляет подготовку материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ;

12) ведет учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи.

3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 5 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет разработку планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам;

2) оказывает индивидуальную психологическую помощь клиентам;

3) проводит тренинги для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.);

4) проводит психологические тренинги, направленные на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов;

5) консультирует клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом;

6) повышает квалификацию клиентов по вопросам психологии социальной работы;

7) проводит занятия с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации;

8) создает информационный ресурс по психологии социальной сферы и использует его содержание в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам.

3.1.6. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 6 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовку психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями;

2) составляет программы психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи;

3) осуществляет разработку программ и проводит групповые и индивидуальные психологические занятия для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т.д.);

4) консультирует клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей;

5) осуществляет подготовку детей к устройству в замещающую семью;

6) консультирует детей по психологическим проблемам в замещающих семьях;

7) ведет учет данных об оказанной психологической помощи.

3.1.7. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 7 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет разработку плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;

2) доводит до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информацию о перечне психологических услуг и возможности их получения;

3) разрабатывает рекомендации для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими;

4) осуществляет организацию волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи;

5) осуществляет подготовку для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т.д.);

6) проводит групповые и индивидуальные информационные консультации о возможности получения психологических услуг;

7) привлекает к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи;

8) обобщает и оценивает результаты работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования;

9) ведет учет проведенных работ.

3.1.8. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 8 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет диагностику состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;

2) осуществляет обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;

3) осуществляет разработку и реализацию совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;

4) консультирует население по проблемам психологического здоровья;

5) оценивает результативность программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;

6) осуществляет подготовку материалов о состоянии и динамике психологического здоровья населения и представляет их в интернет-форумах и СМИ;

7) ведет учет проведенных работ.

3.1.9. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.10. ……… (другие обязанности)

3.2. При исполнении своих обязанностей, психолог в социальной сфере:

1) обеспечивает конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте;

2) соблюдает требования профессиональной этики.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Психолог в социальной сфере имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Психолог в социальной сфере привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;

— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 N 682н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения)

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *