Составляем приказ о персональных данных работников
Рассмотрим в статье вопросы организации использования и защиты персональных данных в учреждении.
Автор: Иванова Наталья
К персональным данным относится информация, позволяющая определить конкретное лицо. Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ определен перечень сведений, в том числе Ф.И.О., пол, возраст, фото и видео человека, образование, место проживания, семейный статус и другие подобные сведения, по которым конкретное лицо может быть идентифицировано.
Ответим в статье на вопросы о необходимости издания и содержании приказа о защите данных, а также ответственности работодателя при его отсутствии.
Зачем нужен приказ о персональных данных
Администрацией учреждения должна быть внедрена система защиты информации, касающейся сведений о работниках. Одним из элементов данной системы является издание распорядительного документа, определяющего алгоритм работы с данными.
Приказ о защите сведений определяет обязанность ответственных лиц обеспечить конфиденциальность персональных данных о сотрудниках и объем допуска каждого должностного лица.
Установленный образец приказа о защите персональных данных работников отсутствует, однако законодательно определено содержание документа, сопровождающего организацию процесса защиты информации:
- назначение ответственного за организацию процесса обработки данных;
- определение перечня лиц, допущенных к сбору, хранению и обработке;
- утверждение положения об обработке и защите конфиденциальных данных.
Как правильно оформить приказ о персональных данных
Хотя образец приказа о персональных данных работников 2018 года не имеет установленной формы, его необходимо оформить по общим требованиями к распорядительным документам.
В шапке документа содержится наименование организации, наименование и номер документа, место и дата составления.
Преамбула должна содержать обоснование его издания (обстоятельства, ставшие причиной для его создания) либо основание (прямая ссылка на конкретный документ или законодательный акт)
Основная часть приказа о персональных данных должна содержать:
- собственно распоряжение об утверждении положения о персональных сведениях, а также о перечне допущенных к их обработке лиц и степени их допуска;
- указание на лицо, ответственное за обеспечение процесса обработки данных, его должность и Ф.И.О.;
- указание ответственному лицу ознакомить работников с распорядительным документом;
- определить работника, который будет контролировать исполнение (может быть сам руководитель).
Руководитель должен подписать документ. Все работники учреждения, использующие в трудовой деятельности подобную информацию, должны быть ознакомлены с ним под подпись.
Образец приказа об изменении персональных данных работника
СКАЧАТЬ
Как заполнять
Приказ может состоять из следующих разделов:
- Общие положения. В разделе указывается цель принятия положения и круг вопросов, которые оно регулирует.
- Основные понятия. Состав сведений о работниках. Необходимо указать, какие конкретно документы в организации содержат указанные данные.
- Обработка данных. В разделе указаны условия, которые должны быть соблюдены при обработке.
- Передача данных. Необходимо установить порядок передачи сведений внутри организации, сторонним лицам и государственным органам.
- Доступ к данным. Включается информация о порядке внутреннего и внешнего доступа к данным о сотрудниках.
- Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту информации. Указать, кто в организации несет ответственность за нарушение правил ее хранения и использования.
Положение о персональных данных нужно довести до сведения всех сотрудников. Фактическое ознакомление с положением можно зафиксировать в тексте трудового договора, в положении в листе ознакомления с ним или в журнале ознакомления с локальными нормативными актами учреждения.
СКАЧАТЬ
Иногда информация о сотруднике меняется (например, в связи с замужеством происходит смена фамилии). В таком случае сотрудник направляет работодателю заявление, на основании которого последний издает приказ о внесении изменений в ряд документов.
СКАЧАТЬ
Ответственность за отсутствие
Сведения о сотрудниках необходимо защищать от неправомерного доступа. Проверку организации выполнения требований 152-ФЗ осуществляет Роскомнадзор.
В законе прямо не установлены виды нарушений и ответственность за них. 152-ФЗ отсылает работодателя к иным отраслевым законодательствам. Так, УК РФ содержит нормы, предусматривающие ответственность за неправомерное использование информации о сотрудниках.
Основная ответственность за нарушение норм 152-ФЗ — административная, которую можно понести за нарушение порядка сбора, хранения и использования сведений, за их непредоставление по запросу уполномоченных структур.
За нарушение 152-ФЗ должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей при обработке информации, в том числе увольнению по пп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ.