Инструкция по охране труда для машиниста передвижного компрессора - katalog-rus.ru
Меню Закрыть

Инструкция по охране труда для машиниста передвижного компрессора

Инструкция по охране труда для машиниста передвижного компрессора

 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К управлению и обслуживанию передвижных компрессоров (станций) с электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания допускаются мужчины старше 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний по состоянию здоровья, обученные по соответствующей программе и имеющие удостоверение на право работы машинистом передвижного компрессора с двигателем определенного типа.
1.2. Вновь поступающий на работу машинист передвижного компрессора (далее – машинист компрессора) допускается к самостоятельной работе только после прохождения им вводного и первичного на рабочем месте инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам труда, а также проверки знаний требований охраны труда.
1.3. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым машинистом компрессора индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Все машинисты компрессоров после первичного инструктажа на рабочем месте и стажировки (в зависимости от стажа, опыта и характера работы в течение 3-5 смен выполняют работу под наблюдением механика или мастера), проходят проверку знаний требований охраны труда, после чего оформляется допуск их к самостоятельной работе.
1.4. Машинист компрессора проходит повторный инструктаж на рабочем месте не реже 1 раза в квартал, очередную проверку знаний требований охраны труда – не реже 1 раза в 12 месяцев, периодический медосмотр – в соответствии с действующим законодательством РФ. В случае получения машинистом передвижного компрессора неудовлетворительной оценки при проверке знаний требований безопасности до повторной проверки через один месяц машинист к самостоятельной работе не допускается.
1.5. При изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента, при введении в действие новых или переработанных правил, инструкций, стандартов по охране труда, изменений и дополнений к ним, при нарушении машинистом требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, пожару, взрыву или отравлению, при перерывах в работе более 30 календарных дней, а также по требованию надзорных органов проводится внеплановый инструктаж.
1.6. При выполнении работ в опасных и особо опасных условиях, а также других несвойственных работ, не связанных с прямыми обязанностями машиниста, проводится целевой инструктаж и выдается наряд-допуск
1.7. Машинист компрессора, получивший инструктаж и показавший неудовлетворительные знания, к работе не допускается. Он обязан вновь пройти инструктаж. Знания, полученные при инструктаже, проверяет работник (мастер, инженер службы охраны труда, прораб, механик), проводивший инструктаж.
1.8. Эксплуатировать передвижной компрессор разрешается только при наличии инструкции и паспорта завода-изготовителя, а также инструкции по охране труда машиниста, разработанной на основе данной инструкции. В этих документах должны содержаться все технические данные, указания по эксплуатации, ремонту, установке и безопасным приемам и методам труда.
1.9. Каждый передвижной компрессор закрепляется приказом руководителя предприятия или организации за конкретным машинистом, отвечающим за его эксплуатацию и безопасность труда.
1.10. Машинист компрессора обязан строго соблюдать производственную дисциплину и распоряжения непосредственного руководителя (мастера, механика).
1.11. Машинист компрессора обязан выполнять только порученную работу, внимательно относиться к выполняемой работе, обеспечивать личную безопасность, следить за подаваемыми сигналами.
1.12. Машинист компрессора должен бережно относиться к инструменту, оборудованию, полученной спецодежде. Только по назначению использовать защитные средства, инструмент, оборудование.
1.13. При эксплуатации компрессора машинист должен следить за соблюдением требований безопасности рабочими, выполняющими работу с примененном ручных пневматических машин.
1.14. Машинист компрессора обязан знать:
— инструкцию завода-изготовителя по устройству компрессора;
— правила и инструкции по его эксплуатации, техническому уходу и профилактическому ремонту;
— технологию производства работ;
— способы обнаружения и устранения неисправностей в работе компрессора;
— инструкцию по охране труда, разработанную на основе типовой с учетом местных условий;
— правила внутреннего распорядка организации труда и требования по выполнению режимов труда и отдыха.
1.15. Машинист компрессора должен знать и помнить, что эксплуатация компрессора связана с повышенной опасностью.
1.16. Наибольшую опасность при эксплуатации передвижных компрессоров представляет взрыв в цилиндрах воздушных компрессоров, воздухосборниках или воздухопроводах.
1.17. Взрыв может произойти в результате ряда причин, главными из которых являются:
— неправильный монтаж и эксплуатация компрессора;
— перегрев стенок цилиндров компрессора вследствие значительного повышения температуры сжимаемого воздуха;
— превышение давления сжатого воздуха выше допустимого;
— неправильная работа системы смазки;
— применение для смазки масел, не предусмотренных ГОСТом и инструкцией завода-изготовителя;
— неисправность предохранительных клапанов;
— нарушение требований инструкции завода-изготовителя по эксплуатации компрессора.
1.18. Передвижные компрессоры должны иметь манометры на каждой ступени сжатия и на воздухосборнике. На шкалах манометров должны быть нанесены красной краской отметки оптимально допустимого рабочего давления, при превышении которого работа запрещается. Нанесение красной отметки на стекле манометра запрещается.
1.19. Манометры должны быть поверены и опломбированы. Повторные испытания манометров проводятся не реже одного раза в 12 месяцев, кроме того, не реже одного раза в 6 месяцев предприятием должна производиться дополнительная поверка рабочих манометров контрольным манометром с записью результатов в журнале контрольных поверок.
1.20. Запрещается применение манометра в случаях, когда:
— отсутствует пломба или клеймо;
— просрочен срок поверки;
— стрелка манометра при его выключении не возвращается на нулевую отметку шкалы;
— разбито стекло, отсутствует отметка оптимально допустимого рабочего давления, имеются другие повреждения, которые могут отразиться на правильности показаний манометра.
1.21. Работнику строго запрещается находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также в болезненном состоянии.
1.22. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, в зависимости от характера допущенных нарушений и их последствий, машинист компрессора несет дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Осмотреть, привести в порядок и надеть спецодежду. Застегнуть и заправить ее так, чтобы она не имела свободно свисающих концов.
2.2. Получить от мастера на месте производства работ конкретное задание и указания по его выполнению безопасными приемами и методами труда.
2.3. Ознакомиться с местом производства работ и определить место установки компрессора.
2.4. Ознакомить рабочих, занятых на работах с ручными пневматическими машинами, с режимом работы компрессора.
2.5. Установить компрессор и развернуть сеть воздухопроводов.
2.6. Заземлить передвижной компрессор с приводом от электродвигателя и в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.
2.7. Подготовить средства индивидуальной и противопожарной защиты, необходимый инструмент и инвентарь.
2.8. Очистить рабочее место от ненужных предметов и освободить рабочую зону от посторонних лиц.
2.9. Проверить наличие освещения, заземления, пожарного инвентаря, наличие и исправность защитных средств.
2.10. Машинист компрессора должен проверить исправность приборов и предохранительных клапанов. Предохранительный клапан должен быть отрегулирован на давление 0,9 мпА и опломбирован.
2.11. Перед выездом на место производства работы передвижной компрессор должен быть в исправном состоянии, проверен механиком и документально оформлен.
2.12. Если компрессор длительное время не работал или вышел из ремонта, необходимо перед пуском проверить коленчатый вал двигателя вручную. Двигатель следует запускать при выключенном компрессоре. При запуске двигателя, во избежание повреждения руки обратным ходом, не разрешается обхватывать пусковую рукоятку большим пальцем.
2.13. При запуске застывшего пускового двигателя передвижного компрессора с двигателем внутреннего сгорания запрещается подогревать картер и блок двигателя открытым огнем. Для подогрева двигателя необходимо использовать горячую воду, заливаемую в систему охлаждения или подогретое до температуры 70-80°C масло, заливаемое в картер.
2.14. При появлении льда на напорных рукавах его необходимо осторожно скалывать, не допуская при этом ударов о твердые и острые предметы или применение режущих предметов. Отогревать напорные рукава необходимо в теплом и сухом месте. Отогревать замерзшие напорные рукава открытым огнем или паром запрещается.
2.15. Открыть запорные вентиля для поступления сжатого воздуха к ручным пневматическим машинам.
2.16. Подать сигнал о пуске компрессора. Рабочим, работающим с пневмоинструментом, надеть средства индивидуальной защиты и включить пневмомашины. Через 3-5 минут после подачи сигнала о пуске произвести пуск двигателя. После включения компрессора и набора нормального числа оборотов — закрыть краны и перевести работу на рабочий ход.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Устанавливать для работы передвижной компрессор следует на ровном участке с закреплением колес противооткатными упорами (башмаками), в сухом и затененном месте с учетом направления преобладающих ветров и пыли от работающих пневмоинструментов. Воздух в местах установки компрессора должен иметь наименьшее содержание пыли.
3.2. В зимнее время площадка под установку компрессора должно быть очищена от снега и льда, а при гололедице посыпана песком или шлаком.
3.3. При работе на длительное время компрессор устанавливается на колодки.
3.4. Запрещается устанавливать компрессор:
— вблизи (на расстоянии менее 30 метров) от емкостей с горючим газом;
— непосредственно под проводами действующих линий электропередач (ЛЭП) любого напряжения. Независимо от марки машины и типа двигателя установка производится вне охранной зоны ЛЭП на расстоянии в зависимости от напряжения в соответствии с приложением 5 ГОСТ 12.1.013-78;
— в закрытых помещениях, не имеющих специального вывода отработавших газов приводного двигателя;
— ближе 3 м от уступов канав, карьеров и в других местах, где возможно оползание грунта.
— вне зоны развала и скатывания кусков горной породы
3.5. Запрещается устанавливать компрессор вблизи огневых работ, в радиусе работы экскаватора менее 10 м.
3.6. Перемещение прицепных компрессоров (станций), буксируемых грузовым автомобилем, разрешается производить только при помощи жесткого буксира. Запрещается присоединять дышла к прицепному устройству автомобиля при помощи проволоки, цепей и т.п.
3.7. Работа компрессора в охранной зоне действующей ЛЭП допускается только в исключительных случаях по согласованию с организацией, эксплуатирующей линию электропередач и по наряду-допуску, подписанному главным инженером или главным энергетиком предприятия в присутствии представителя энергонадзора или энергетика предприятия.
3.8. Воздухопровод следует прокладывать с уклоном в сторону движения воздуха, используя для этих целей специальные прокладки или естественный уклон микрорельефа. Воздушные шланги должны быть проложены так, чтобы исключалась возможность наезда на них. Перекручивание и перекрещивание шлангов ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
3.9. Длина рукава, который непосредственно присоединяют к пневмомашине, не должна превышать 10 м. Предельно допустимая длина рукава — это такая длина, при которой рабочее давление на входе в пневмомашину при работающем двигателе не ниже 0,5 МПа.
3.10. Соединение двух рукавов между собой необходимо производить с помощью двухстороннего ниппеля. Прикручивание проволокой ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
3.11. Машинист компрессора обязан следить за соединением воздухопроводов, не допуская утечки сжатого воздуха.
3.12. Машинист компрессора должен работать в установленной для него спецодежде, не допуская надевания ее внакидку, с оставлением свисающих рукавов и застежек.
3.13. При запуске пускового двигателя запрещается охватывать большим пальцем пусковую рукоятку, а также запускать перегретый двигатель, наматывать пусковой шнур.
3.14. Запрещается производить какие-либо операции по регулировке, чистке, ремонту на работающем компрессоре.
3.15. Во избежание ожога рук необходимо соблюдать осторожность, не трогать руками выхлопную трубу пускового двигателя, крышку радиатора.
3.16. При запуске двигателя запрещается пользоваться открытым огнем для разогревания.
3.17. Запрещается применять бензин для промывки деталей компрессора.
3.18. Запрещается производить обдувку спецодежды шлангом компрессора.
3.19. Не допускается:
— работать на компрессоре с неисправным дизелем или компрессором;
— работа с предохранительными клапаном, отрегулированным на большее давление;
— устранять утечки воздуха, масла или топлива на работающей станции;
— оставлять работающую станцию без надзора;
— присоединять шланги к распределительным вентилям, а также соединять отдельные звенья воздуховодов между собой при открытых вентилях подачи сжатого воздуха.
3.20. Рабочее место машиниста должно находиться не ближе 20 м от станции.
3.21. Безопасная эксплуатация передвижных компрессоров обеспечивается:
— выполнением требований инструкции завода-изготовителя и правил по эксплуатации компрессоров, инструкции по охране труда;
— исправным действием предохранительных устройств, контрольно-измерительных приборов и механизмов регулирования;
— отрегулированной системой охлаждения и смазки;
— качеством и соответствием компрессорного масла;
— надлежащей очисткой от пыли и влаги засасываемого компрессором воздуха.
3.22. Во время работы передвижного компрессора машинист компрессора обязан контролировать:
— давление и температуру сжатого воздуха после каждой ступени сжатия;
— температуру сжатого воздуха после охлаждения;
— режим поступления в компрессоры и холодильники охлаждающей воды;
— температуру охлаждающей воды, поступающей и выходящей из системы охлаждения по точкам;
— ток статора, а при синхронном электроприводе — ток ротора;
— давление и температуру масла в системе смазки;
— правильность действия лубрикаторов и уровень масла. Расход масла на каждую точку смазки не должен превышать указанного в заводской инструкции.
3.23. Во время работы компрессора машинисту запрещается:
— производить любые ремонтные работы;
— оставлять без присмотра компрессор;
— выполнять какие-либо другие работы.
3.24. Машинист может отлучаться от работающего компрессора только после замены его другим машинистом или лицом, имеющим на то право (механик, помощник машиниста, мастер). При отсутствии замены машинист должен остановить работу компрессора и сообщить об этом бригадиру или рабочим.
3.25. При эксплуатации компрессора машинист обязан аккуратно, четко и систематически (не реже чем через два часа) вести записи в журнале учета работы компрессора установленной формы. Журнал должен ежесуточно проверяться и подписываться лицом, ответственным за безопасную эксплуатацию компрессора.
3.26. При эксплуатации компрессора машинист должен контролировать выполнение требований безопасности помощником машиниста, стажером (если указанные лица закреплены приказом (распоряжением) руководителя предприятия).
3.27. Эксплуатация компрессоров во время пыльных бурь, грозы, снегопада, дождя, града и при сильном ветре запрещается.
3.28. Машинист компрессора должен систематически, через 2-3 часа работы компрессора, продувать воздухосборник и промежуточный холодильник, удаляя скапливающийся в них конденсат. При повышенной влажности воздуха следует производить продувку через 30 минут работы.
3.29. В компрессорах, имеющих систему смазки под давлением, и в приводных двигателях внутреннего сгорания необходимо следить за показаниями масляных манометров.
3.30. Запрещается при эксплуатации частичный спуск масла из поддона, так как это ухудшает смазку и не гарантирует безопасную работу компрессора.
3.31. При замене масла необходимо принять меры, чтобы в него не попала грязь, вода, пыль и т.п.
3.32. Во время работы компрессора запрещается чистить и обтирать вращающиеся или движущиеся части, производить какие-либо ремонтные работы.
3.33. При применении в зимних условиях антифриза необходимо соблюдать требования безопасной работы с ядовитыми и огнеопасными веществами.
3.34. При очистке воздушного фильтра запрещается применять бензин, керосин и другие жидкости. Очистка воздушных фильтров должна производиться только продувкой воздухом.
3.35. Ремонтные работы компрессора производятся только в стационарных условиях ремонтных мастерских. Эти работы выполняют лица, имеющие право ремонта сосудов, работающих под давлением, с участием машиниста компрессора.
3.36. Во избежание взрыва воздушные камеры головок блоков и патрубков следует осматривать и очищать от нагара и ржавчины не реже чем через 400 часов работы. При мелких повреждениях поверхностей полостей, заполняемых воздухом, их необходимо окрасить бакелитовым лаком с алюминиевым порошком.
3.37. После ремонта, замены контрольно-измерительных приборов и профилактических работ должен быть произведен в стационарных условиях пробный пуск компрессора в присутствии лица, отвечающего за безопасность эксплуатации компрессора, и его машиниста.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Во всех случаях возникновения аварийной ситуации работа компрессора должна быть немедленно прекращена. Аварийная ситуация при работе передвижной компрессорной установки может возникнуть в случае:
— повышения давления воздуха в воздухосборнике более 7,5 кг/см, а в первой ступени более 2,2 кг/см;
— возникновения резкого стука в компрессоре;
— появления ненормального шума в компрессоре;
— подачи в ресивер воздуха с примесями масла, выбивания масла из сапуна;
— неисправности воздушных манометров и регулятора производительности компрессора;
— повышения температуры нагнетаемого в воздухосборник воздуха более +140°C, а также при непрерывном повышении нагрева каких-либо узлов и деталей компрессора;
— перегрузки приводного двигателя;
— искрения электродвигателя и пусковых электроприборов компрессоров малой производительности;
— избыточности поступления масла к смазочным поверхностям узлов и деталей компрессора;
— засасывания в компрессор воздуха с примесью горючих газов;
— скопления нагара (продукта разложения смазочного масла) у крышек воздухораспределительных клапанов;
— падения производительности компрессора;
— при появлении запаха гари или дыма из компрессора или электродвигателя;
— при заметном увеличении вибрации компрессора;
— при внезапном прекращении подачи охлаждающей воды или другой аварийной неисправности системы охлаждения.
4.2. После аварийной остановки машинист компрессора обязан доложить об этом мастеру или ответственному за безопасную эксплуатацию лицу, механику.
4.3. Ремонт узлов и агрегатов компрессора на месте производства работ запрещается.
4.4. В случае возникновения пожара необходимо немедленно остановить работу компрессора, подать сигнал пожарной опасности, вызвать пожарную службу по телфону 101 или 112, вывести людей из опасной зоны и приступить к тушению пожара табельными средствами пожаротушения.
4.5. При обнаружении опасности, угрожающей людям или предприятию (неисправность ж/д путей, машин, механизмов, электросетей, признаки возможных оползней, обвалов, уступов, возникновения пожаров и др.) рабочий обязан, наряду с принятием мер по ее устранению, сообщить об этом лицу технического надзора.
4.6. При обрыве кабеля или провода, запрещается приближаться к опасному месту на расстояние ближе 8 м. Принять меры, исключающие попадание других работников в опасную зону, и сообщить о случившемся руководителю или другому должностному лицу.
4.7. Уходить из зоны растекания тока следует короткими шажками, не отрывая одной ноги от другой.
4.8. При несчастном случае оказать первую помощь пострадавшему в следующей последовательности:
— устранить воздействие на организм повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить от действия электрического тока, вынести из загазованной атмосферы, погасить горящую одежду, извлечь из воды и т.д.), соблюдая меры собственной безопасности;
— выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (извлечь изо рта посторонние предметы и слизь, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение, наложить повязку и т.п.);
— сообщить о случившемся мастеру (начальнику) смены;
— при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или 112, принять меры для транспортировки пострадавшего;
— сохранить обстановку несчастного случая для проведения расследования причин.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Подать сигнал об окончании работы, спустя 3-5 минут после подачи сигнала перекрыть краны подачи топлива к двигателю, открыть продувочные краны воздухосборника и промежуточного холодильника, остановить компрессор, выключив муфту сцепления, закрыть раздаточные краны, отключить пневмомашины, отсоединить шланги от магистрального воздухопровода.
5.2. Проконтролировать подготовку к сдаче на хранение рабочими пневмомашин, инструмента и воздуходувных шлангов.
5.3. Протереть и смазать детали и узлы компрессора, осмотреть оборудование.
5.4. Произвести соответствующие записи в журнале учета работы компрессора.
5.5. Привести в порядок рабочее место (сложить инструмент, проверить сохранность и надежность хранения горюче-смазочных материалов, наличие знаков безопасности и т.д.).
5.6. Проверить состояние спецодежды и спецобуви и при необходимости привести в порядок или доложить мастеру о ее непригодности.
5.7. Переодеться, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом.
5.8. Доложить мастеру или ответственному за безопасную эксплуатацию компрессора об окончании работы и о всех неполадках, нарушениях безопасности, имевших место при производстве работ.
5.9. При сменной работе машинист компрессора, закончивший смену, передает сменщику свое рабочее место в присутствии мастера или ответственного за безопасность эксплуатации компрессора и информирует о:
— работе компрессора и оборудования во время смены и обслуживания;
— имевших место неполадках и принятых мерах по их устранению;
— возможных ситуациях, угрожающих безопасности труда;
— записях в журнале учета работы компрессора;
— наличии горюче-смазочных материалов и месте их хранения.
5.10. При производстве работ (взрывных) вывести в безопасное место и выйти за пределы взрывоопасной зоны.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *