Должностная инструкция операциониста <1>
(специалиста по работе с клиентами)
(профессиональный стандарт «Специалист по платежным услугам»)
1. Общие положения
1.1. Операционист относится к категории специалистов.
1.2. На должность операциониста принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование.
1.3. Операционист должен знать:
1) нормативные правовые акты, регулирующие осуществление платежных услуг;
2) бухгалтерский учет в банках;
3) локальные акты и методические документы в области платежных услуг;
4) специализированное программное обеспечение для осуществления расчетных операций;
5) основы психологии общения и ведения консультационной работы с клиентами;
6) технологии ведения переговоров;
7) основы делового этикета;
8) порядок, процедуры и условия заключения и оформления договоров на предоставление разных видов платежных услуг;
9) правила и порядок подписания и оформления отчетности по платежным услугам;
10) типичные ошибки, допускаемые при формировании отчетности по платежным услугам;
11) особенности делопроизводства при осуществлении платежных услуг;
12) методы сбора, обработки и анализа информации по платежным услугам с применением современных средств связи, аппаратно-технических средств и компьютерных технологий;
13) основы психологии общения и ведения консультационной работы с клиентами;
14) Правила внутреннего трудового распорядка;
15) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
16) ……………………….. (другие требования к необходимым знаниям)
1.4. Операционист должен уметь:
1) оформлять расчетные (платежные) документы;
2) работать в автоматизированных системах информационного обеспечения профессиональной деятельности;
3) анализировать и оценивать качество и достоверность представленной информации в расчетных (платежных) документах;
4) вести картотеки клиентов и формировать реестр платежей клиентов;
5) соблюдать график банковского платежного документооборота и график обслуживания клиентов по операциям;
6) анализировать изменения законодательства Российской Федерации в сфере платежных услуг;
7) формировать отчетные документы по платежным услугам;
8) устанавливать и развивать деловые отношения с клиентами по вопросу платежных услуг;
9) презентовать платежные услуги клиентам и их представителям;
10) организовывать и проводить деловые встречи и переговоры с клиентами и их представителями;
11) использовать специализированное программное обеспечение и программно-аппаратный комплекс для уведомления контролирующих органов и клиентов;
12) систематизировать информацию и расчетные (платежные) документы в программно-аппаратном комплексе для формирования отчетности;
13) подготавливать отчетную документацию;
14) использовать специализированное программное обеспечение и программно-аппаратный комплекс для работы с расчетной (платежной) документацией и соответствующей информацией;
15) вести мониторинг информации по вопросам платежных услуг;
16) сравнивать показатели эффективности платежных услуг;
17) оценивать достоверность, характер и содержание информационных сообщений по вопросу платежных услуг;
18) ………………. (другие навыки и умения)
1.5. Операционист в своей деятельности руководствуется:
1) ……………….. (наименование учредительного документа)
2) Положением о ………………… (наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) ………………….. (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)
1.6. Операционист подчиняется непосредственно …………………. (наименование должности руководителя)
1.7. ………………. (другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Выполнение расчетных операций:
1) осуществление переводов денежных средств по банковским счетам на основании распоряжений клиентов;
2) открытие, ведение и закрытие счетов;
3) формирование отчетности и обеспечение сохранности расчетных (платежных) документов;
4) предоставление информации клиентам и сотрудникам банка о совершенных расчетных операциях.
2.2. ………………… (другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Операционист исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет проверку правильности оформления расчетных (платежных) документов;
2) осуществляет проверку достаточности средств на счете клиента;
3) осуществляет операции по зачислению или списанию денежных средств со счета клиента в автоматизированной системе.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) проводит идентификацию клиента и его представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев;
2) осуществляет проверку полноты и достоверности предоставленных данных и корректность оформления бланков;
3) осуществляет проверку наличия в отношении клиента, его представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
4) осуществляет подготовку к подписанию договора банковского счета;
5) формирует юридическое досье клиента для открытия счета;
6) регистрирует клиента в автоматизированной системе для открытия счета;
7) уведомляет налоговые органы и органы контроля уплаты страховых взносов об открытии банковского счета;
8) уведомляет клиента об открытии банковского счета и его реквизитах;
9) осуществляет подготовку и предоставление клиентам выписок по их счетам;
10) осуществляет подготовку к закрытию банковского счета.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) формирует ежедневные отчеты по платежным сервисам;
2) осуществляет подготовку материалов для формирования и ведения базы данных расчетных (платежных) документов;
3) осуществляет подготовку отчетной документации в программно-аппаратном комплексе;
4) обеспечивает безопасность хранения вверенных расчетных (платежных) документов.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет подготовку информации по запросу о совершенных расчетных операциях;
2) проводит консультацию клиентов по платежным услугам, предоставляемых банком;
3) осуществляет подготовку отчетов о предоставлении информации клиентам и сотрудникам банка;
4) проводит работу с возражениями клиента, касающимися расчетных (платежных) документов, платежных услуг.
3.1.5. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.6. ……………………. (другие обязанности)
3.2. ………………………. (другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
4.1. Операционист имеет право:
4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.1.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.1.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.1.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.1.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.1.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.2. …………………. (другие права)
5. Ответственность
5.1. Операционист привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. …………………… (другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист по платежным услугам», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 14.11.2016 N 645н, с учетом …………………. (реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ………………. (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. ………………….. (другие заключительные положения)
———————————
Информация для сведения:
<1> В соответствии с Профессиональным стандартом «Специалист по платежным услугам», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.11.2016 N 645н, иное возможное наименование должности — «специалист по работе с клиентами».