Утверждены федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов радиоактивных материалов" (НП-074-23) - katalog-rus.ru
Меню Закрыть

Утверждены федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Требования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов радиоактивных материалов» (НП-074-23)

Содержание

Зарегистрировано в Минюсте России 20 марта 2024 г. N 77569

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 11 декабря 2023 г. N 446

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ «ТРЕБОВАНИЯ
К ПЛАНИРОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОТОВНОСТИ К ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ГРУЗОВ
РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ»
(НП-074-23)

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Требования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов радиоактивных материалов» (НП-074-23).

Руководитель
А.В.ТРЕМБИЦКИЙ

Утверждены
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 11 декабря 2023 г. N 446

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ «ТРЕБОВАНИЯ
К ПЛАНИРОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОТОВНОСТИ К ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ГРУЗОВ
РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ»
(НП-074-23)

I. Назначение и область применения

1. Настоящие Правила устанавливают требования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов РМ (перечень сокращений приведен в приложении N 1, термины и определения — в приложении N 2 к настоящим Правилам).
2. Настоящие Правила распространяются на:
грузоотправителей;
грузополучателей;
перевозчиков;
организации, осуществляющие погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к грузам РМ;
АСФ;
организации, относящиеся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» к единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Настоящие Правила не распространяются на деятельность, связанную с ликвидацией последствий аварий при транспортировании грузов РМ военного назначения.

II. Общие требования

4. В целях ликвидации последствий аварий, возможных при транспортировании грузов РМ, должно осуществляться планирование и обеспечение готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов РМ.
5. Планирование и обеспечение готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов РМ осуществляется путем:
разработки ПЛА;
обеспечения готовности сил и средств к ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов РМ, в том числе реализации первичных действий, предписанных аварийными карточками на грузы РМ (рекомендуемые образцы аварийных карточек на грузы РМ в зависимости от используемого для груза РМ номера ООН приведены в приложении N 3 к настоящим Правилам).
Номера ООН, используемые для обозначения вещества или группы веществ, применяются в соответствии с перечнем, приведенным в приложении N 7 к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов» (НП-053-16), утвержденным приказом Ростехнадзора от 15 сентября 2016 г. N 388 (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2017 г., регистрационный N 45375), с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 5 октября 2020 г. N 385 (зарегистрирован Минюстом России 5 ноября 2020 г., регистрационный N 60764) (далее — НП-053-16).

III. Требования к планам организации работ по ликвидации
последствий аварий при транспортировании грузов РМ

6. ПЛА должен быть разработан грузоотправителем или другой организацией, ответственной за реализацию мероприятий (грузополучателем, перевозчиком, АСФ) (типовая структура ПЛА приведена в приложении N 4 к настоящим Правилам).
7. ПЛА должен быть утвержден разработчиком и согласован до осуществления перевозки грузов РМ с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», региональными аварийными формированиями эксплуатирующих организаций и грузоотправителем (по его требованию).
8. В ПЛА должен быть приведен перечень разрешенных к транспортированию грузов РМ и соответствующих им номеров ООН.
9. В ПЛА должен быть приведен порядок оповещения и информирования организаций в соответствии с аварийной карточкой на грузы РМ и сертификатом-разрешением на транспортирование (перевозку) грузов РМ, а также органов местного самоуправления, соответствующих органов государственного регулирования безопасности, в том числе органов федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), формирований гражданской обороны, а также территориальных органов МЧС России (главных управлений МЧС России по соответствующим субъектам Российской Федерации) о возникновении аварии при транспортировании грузов РМ.
10. В ПЛА должен быть приведен перечень материально-технических средств, используемых для ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов РМ.
11. В ПЛА должны быть определены возможные категории аварий с транспортируемыми грузами РМ, классифицированных в соответствии с требованиями пункта 7.1.2 НП-053-16.
12. Для аварий I категории <1> в ПЛА должны быть определены мероприятия, проводимые сопровождающим персоналом или персоналом перевозчика и персоналом организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к грузам РМ, в том числе в случае отсутствия сопровождающего персонала (или неспособности сопровождающего персонала в результате аварии осуществлять необходимые действия), или их совместные действия по:
———————————
<1> Пункт 7.1.2.1 НП-053-16.

визуальному установлению степени повреждения груза;
оповещению и информированию организаций в соответствии с аварийной карточкой на грузы РМ и сертификатом-разрешением на транспортирование (перевозку) груза РМ;
вызову к месту аварии представителя грузоотправителя (грузополучателя в случае отсутствия сопровождающего персонала (или неспособности сопровождающего персонала в результате аварии осуществлять необходимые действия);
проверке и восстановлению (при необходимости) расположения и крепления грузов;
принятию решения о возможности перевозки грузов РМ с составлением акта об аварии при транспортировании грузов РМ с приложением к нему протокола (картограммы) радиометрического контроля грузов РМ.
13. Приведенные в ПЛА мероприятия по ликвидации последствий аварий II и III категории <2> должны быть определены с учетом следующих этапов их выполнения:
———————————
<2> Пункты 7.1.2.2 и 7.1.2.3 НП-053-16.

первый этап от момента возникновения аварии до момента прибытия к месту аварии АСФ (или другой организации, указанной в ПЛА);
второй этап от момента прибытия АСФ (или другой организации, указанной в ПЛА) к месту аварии до момента восстановления контроля над грузом РМ и ликвидации последствий аварии;
третий этап от момента окончания работ по восстановлению контроля над грузом РМ, ликвидации последствий аварии и принятия решения о возможности дальнейшей перевозки до реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
14. Мероприятия по ликвидации последствий аварий II и III категории на первом этапе должны выполняться сопровождающим персоналом, персоналом перевозчика и персоналом организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к грузам РМ, в том числе в случае отсутствия сопровождающего персонала (или неспособности сопровождающего персонала в результате аварии осуществлять необходимые действия).
15. Мероприятия по ликвидации последствий аварий II и III категории на первом этапе должны включать в себя действия, предусмотренные аварийными карточками на грузы РМ, включая:
оказание первой помощи до оказания медицинской помощи пострадавшим;
принятие мер по предотвращению или тушению пожара;
проведение предварительной оценки последствий аварии и установление ее категории;
установление зоны аварии в соответствии с аварийными карточками на грузы РМ;
оповещение и информирование (в том числе с использованием средств дальней связи) организаций в соответствии с аварийной карточкой на грузы РМ и сертификатом-разрешением на транспортирование (перевозку) груза РМ, а также органов местного самоуправления, органов государственного регулирования безопасности, в том числе органов федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), формирований гражданской обороны;
предотвращение влияния других опасных грузов на возможное увеличение масштабов и последствий аварии;
визуальное установление степени повреждения груза;
принятие первичных мер по предупреждению развития радиационной аварии и ее последствий;
проведение учета лиц, которые могли подвергнуться радиационному воздействию на месте аварии.
16. Мероприятия по ликвидации последствий аварий II и III категории на втором этапе должны выполняться нештатными АСФ грузоотправителя (или другой организацией, указанной в ПЛА) и (или) региональными аварийными формированиями эксплуатирующих организаций.
17. Мероприятия по ликвидации последствий аварий II и III категории на втором этапе должны включать:
обеспечение постоянного радиационного контроля обстановки в зоне аварии (границы зоны аварии могут быть уточнены по результатам радиационного контроля);
проведение индивидуального дозиметрического контроля персонала;
ограждение зоны аварии с установкой знаков радиационной опасности и исключение совместно с органами местного самоуправления свободного доступа населения и работников (персонала), не задействованного в мероприятиях по ликвидации последствий аварии, в зону аварии;
оценку метеорологических условий (включая получение данных о направлении ветра);
установление на границе зоны аварии с наветренной стороны ПРК для контроля за установленным порядком въезда (входа) в зону аварии и выездом (выходом) из нее;
оборудование на ПРК мест для проведения дезактивации транспортных средств, СИЗ, мест проведения санитарной обработки работников (персонала) и населения (при необходимости);
сбор информации о размещении населения, водоемов, обеспечении доступа на территорию аварии;
создание временной системы безопасного обращения с загрязненными СИЗ и оборудованием.
18. При достижении нижеследующих условий мероприятия, предусмотренные вторым этапом ликвидации последствий аварий II и III категории, считаются завершенными:
предотвращено дальнейшее развитие радиационной аварии и ее последствий (восстановлен контроль над грузом РМ);
проведена дезактивация одежды, обуви, СИЗ и кожных покровов персонала;
проведена дезактивация внешних поверхностей груза РМ и транспортного средства.
19. После завершения мероприятий, предусмотренных вторым этапом ликвидации последствий аварий II и III категории, в рамках третьего этапа руководитель работ по ликвидации последствий аварий должен:
обеспечить дезактивацию зоны аварии (радиометрическим контролем должна быть подтверждена достаточность выполненных мероприятий), включая соответствующие участки автомобильной дороги и железнодорожных путей для восстановления дорожного движения;
утвердить акт о ликвидации радиационных последствий аварии с приложением к нему протокола (картограммы) радиометрического контроля зоны аварии и объектов, подвергшихся загрязнению;
принять совместно с грузоотправителем (либо грузополучателем) решение о возможности перевозки груза РМ, в том числе с использованием другого транспортного средства (при необходимости);
восстановить дорожное движение через зону аварии;
проинформировать органы местного самоуправления о результатах ликвидации радиационной аварии и отсутствии радиационной опасности для населения;
передать органам местного самоуправления списки лиц из населения, подвергшихся в результате радиационной аварии радиационному воздействию свыше пределов доз, установленных нормами радиационной безопасности для этой категории облучаемых лиц (для решения вопроса о направлении их на специализированное медицинское обследование);
передать руководителям организаций, чьи работники участвовали в перевозке груза и (или) ликвидации радиационных последствий аварии, списки лиц, подвергшихся радиационному воздействию свыше пределов доз, установленных нормами радиационной безопасности для этой категории облучаемых лиц (при необходимости их направления на специализированное медицинское обследование).
20. ПЛА должен пересматриваться не реже одного раза в 5 лет, а также по результатам расследования аварий при транспортировании грузов РМ, при изменении условий транспортирования грузов РМ.

IV. Требования к обеспечению готовности к ликвидации
последствий аварий при транспортировании грузов РМ

21. С ПЛА должны быть ознакомлены все структурные подразделения (персонал) грузоотправителя или другой организации, ответственной за реализацию мероприятий в соответствии с ПЛА (грузополучатель, перевозчик, АСФ), участие которых может потребоваться при проведении работ по ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов РМ.
22. Грузоотправитель (или другая указанная в ПЛА организация, ответственная за реализацию мероприятий в соответствии с ПЛА) должен проинформировать перевозчика и (или) организации, осуществляющие погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к грузам РМ, о мероприятиях по ликвидации последствий аварий II и III категории, которые необходимо выполнить на первом этапе, и передать аварийную карточку на грузы РМ.
23. Грузоотправитель (или другая указанная в ПЛА организация, ответственная за реализацию мероприятий в соответствии с ПЛА) является ответственным за организацию работы своих нештатных АСФ и их обеспечение материально-техническими средствами, необходимыми для ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов РМ, в объеме, предусмотренном соответствующим ПЛА.
24. Перед осуществлением деятельности по отправке грузов РМ грузоотправитель должен проинформировать региональные аварийные формирования эксплуатирующих организаций о начале осуществления такой деятельности и регионах, по территориям которых будет осуществляться транспортирование грузов РМ.
25. Условия привлечения региональных аварийных формирований эксплуатирующих организаций для проведения работ по ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов РМ определены Правилами формирования, функционирования и финансирования региональных аварийных формирований эксплуатирующих организаций, используемых для ликвидации последствий аварий при транспортировке ядерных материалов и радиоактивных веществ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1997 г. N 761.
26. Руководство работами по ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов РМ должно осуществляться в соответствии с положениями, предусмотренными статьей 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
27. Персонал грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика, организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к грузам РМ, и АСФ должен быть обучен и подготовлен к выполнению требуемых от него действий в случае возникновения аварии при транспортировании грузов РМ.
28. Для отработки действий персонала по ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов РМ грузоотправителем (или другой указанной в ПЛА организацией, ответственной за реализацию мероприятий в соответствии с ПЛА) должны проводиться противоаварийные тренировки и учения в соответствии с утверждаемыми ими графиками не реже одного раза в 3 года.


Приложение N 1. Перечень сокращений

Приложение N 1
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
«Требования к планированию и обеспечению
готовности к ликвидации последствий аварий
при транспортировании грузов радиоактивных
материалов», утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 11 декабря 2023 г. N 446

 

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

АСФ — аварийно-спасательное формирование;
груз РМ — груз радиоактивных материалов;
ООН — Организация Объединенных Наций;
ПЛА — план организации работ по ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов радиоактивных материалов;
ПРК — пункт радиационного контроля;
РМ — радиоактивный материал;
СИЗ — средства индивидуальной защиты.


Приложение N 2. Термины и определения

Приложение N 2
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
«Требования к планированию и обеспечению
готовности к ликвидации последствий аварий
при транспортировании грузов радиоактивных
материалов», утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 11 декабря 2023 г. N 446

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Груз — любая упаковка или любые упаковки, или партия радиоактивного материала, представленные грузоотправителем для перевозки.
2. Грузоотправитель — любая организация, которая подготавливает радиоактивный материал и (или) упаковки для перевозки.
3. Грузополучатель — любая организация, уполномоченная на получение груза.
4. Зона аварии — территория, на которой возможно радиоактивное загрязнение или повышенные уровни излучения в случае аварии при транспортировании грузов радиоактивных материалов.
5. Перевозка — перемещение груза от места отправления к месту получения.
6. Перевозчик — любая организация, осуществляющая перевозку радиоактивного материала любым видом транспорта.
7. Радиоактивный материал — это любой материал, содержащий радионуклиды, для которого удельная активность и суммарная активность груза превышают значения, указанные в пунктах 1 — 7 приложения N 2 к НП-053-16.
8. Радиоактивное содержимое — радиоактивный материал вместе с любыми радиоактивными или активированными твердыми веществами, жидкостями и газами, находящимися в упаковочном комплекте.
9. Транспортное средство — автодорожное транспортное средство (в том числе составное транспортное средство, тягач с полуприцепом, прицеп), железнодорожная платформа либо железнодорожный вагон.
10. Удельная активность радионуклида — активность на единицу массы данного радионуклида.
11. Упаковка — упаковочный комплект с находящимся в нем радиоактивным содержимым в подготовленном для перевозки виде.
12. Упаковочный комплект — одна или несколько емкостей и любые другие компоненты или материалы, необходимые для выполнения этими емкостями функции удержания радиоактивного содержимого и других функций безопасности.


Приложение N 3. Аварийные карточки на грузы радиоактивных материалов (рекомендуемый образец)

Приложение N 3
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
«Требования к планированию и обеспечению
готовности к ликвидации последствий аварий
при транспортировании грузов радиоактивных
материалов», утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 11 декабря 2023 г. N 446

(рекомендуемый образец)

Аварийные карточки на грузы радиоактивных материалов

 

Перейти>>


Приложение N 4. Типовая структура плана организации работ по ликвидации последствий аварий при транспортировании грузов радиоактивных материалов

Приложение N 4
к федеральным нормам и правилам
в области использования атомной энергии
«Требования к планированию и обеспечению
готовности к ликвидации последствий аварий
при транспортировании грузов радиоактивных
материалов», утвержденным приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 11 декабря 2023 г. N 446

 

ТИПОВАЯ СТРУКТУРА
ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ
ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ГРУЗОВ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1. ПЛА должен содержать следующие разделы:
Глава 1. Общие положения.
Глава 2. Перечень грузов РМ и категории аварий.
Глава 3. Основные механизмы и организационная система обеспечения аварийного реагирования.
Глава 4. Основные мероприятия и ответственность.
Глава 5. Порядок действий персонала.
Приложение N 1. Нормативно-технические и организационно-распорядительные документы по аварийному реагированию.
Приложение N 2. Перечень грузов РМ и транспортных средств.
Приложение N 3. Организационная схема предприятия по аварийному реагированию при транспортировании грузов РМ.
Приложение N 4. Порядок действий по аварийному реагированию при транспортировании грузов РМ.
2. В главе 4 «Основные мероприятия и ответственность по обеспечению аварийного реагирования» должна быть представлена информация по:
подготовке грузов РМ к транспортированию;
подготовке сопровождающего персонала;
аварийным карточкам, инструкциям сопровождающего персонала и инструкциям по обращению с поврежденными грузами РМ;
контролю за следованием грузов РМ;
системе дежурно-диспетчерской службы;
взаимодействию с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;
оснащению и обеспечению готовности аварийного реагирования нештатного АСФ;
взаимодействию с региональными аварийными формированиями эксплуатирующих организаций;
взаимодействию с местными органами власти;
обеспечению радиационной безопасности и радиационного контроля.
3. В главе 5 «Порядок действий персонала по аварийному реагированию в случае аварии при транспортировании грузов РМ» должна быть представлена информация по:
получению информации и инициированию работ по ликвидации последствий аварии;
этапам проведения работ по ликвидации последствий аварии, основным мероприятиям и исполнителям;
принятию решения о возможности перевозки груза РМ после ликвидации последствий аварии, условиям перевозки груза РМ с места аварии;
завершению работ по аварийному реагированию.

Похожие записи