Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Должностная инструкция
Психолог в социальной сфере

Должностные инструкции с учетом профстандартов 2016-2017

Образец должностной инструкции психолога в социальной сфере

Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта Психолог в социальной сфере

1. Общие положения

1.1. Психолог в социальной сфере относится к категории специалистов.

1.2. На должность психолога в социальной сфере принимается лицо:

1) имеющее высшее образование по профилю профессиональной деятельности;

2) прошедшее обучение по программам повышения квалификации;

3) имеющее опыт практической или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности, не менее 2 лет.

1.3. К работе, указанной в п. 1.2 настоящей инструкции, допускается лицо, не имеющее или не имевшее судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.

1.4. Психолог в социальной сфере должен знать:

1) социальную психологию, психологию малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе), психологию масс, методологию индивидуальных консультаций и тренингов (специфику, виды, длительность и т.д.);

2) методологию командной работы;

3) психологию управления, организационную психологию;

4) регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств;

5) технологию работы в команде, организацию деятельности специалистов разных ведомств;

6) методы активизации социальных, психологических и других ресурсов для подготовки межведомственных команд;

7) техники эффективной коммуникации со специалистами;

8) конфликтологию (виды конфликтов, способы разрешения и т.д.);

9) технологию разрешения конфликтов;

10) психологию кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискологию, психологию экстремальных ситуаций, психологию горя, потери, утраты;

11) психологию кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении;

12) психологию семьи (структуру, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений), методы консультирования семьи, кризисов семьи;

13) проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды;

14) технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации;

15) проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация);

16) современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени);

17) отечественную и зарубежную социальную психологию (современные направления, актуальные проблемы, методы работы);

18) психологию экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия);

19) психологию зависимости, аддикций, девиантологию;

20) возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни;

21) особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации;

22) типологию проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.);

23) инфраструктуру муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп;

24) основы психологического консультирования (виды, формы, методы);

25) основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия);

26) методы и методики общей и социальной психологии;

27) методологию проведения тренингов;

28) возрастную психологию (характеристику возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т.д.), геронтологию, педагогическую психологию;

29) психологию воспитания и педагогики;

30) цели, задачи и функции организаций социальной сферы;

31) типологию социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой и т.д.);

32) психологию беженцев, мигрантов, маргиналов;

33) технологию работы с разными социальными группами;

34) организационную психологию (концептуальные подходы, особенности, виды и т.д.);

35) основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров;

36) основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т.д.);

37) требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере;

38) законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей;

39) особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях;

40) психологию горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм;

41) психологию воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей;

42) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания);

43) задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы;

44) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания);

45) проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды;

46) основы профилактики асоциальных явлений в обществе;

47) методы и технологию управления современными рисками;

48) методы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы;

49) основы составления индивидуальной программы предоставления психологических услуг;

50) основы прогнозирования и проектирования в социальной психологии;

51) современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии;

52) требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными;

53) основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды;

54) принципы, методы, технологии мониторинга социальных явлений;

55) документоведение;

56) Правила внутреннего трудового распорядка;

57) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

58) ……… (другие требования к необходимым знаниям)

1.5. Психолог в социальной сфере должен уметь:

1) подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной команды в соответствии с поставленными задачами;

2) осуществлять психологическую подготовку специалистов межведомственной команды с учетом их уровня квалификации;

3) разрабатывать программы подготовки специалистов межведомственных команд по оказанию психологической помощи организациям;

4) консультировать отдельных специалистов по работе в межведомственной команде;

5) вести документацию и служебную переписку;

6) использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов организации и работы межведомственных команд, оказывающих психологическую помощь в социальной сфере;

7) оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности;

8) организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи населению, нуждающемуся в ней по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения, с целью снижения социальной и психологической напряженности;

9) разрабатывать материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и представлять их в интернет-форумах и СМИ;

10) аргументировать свою позицию;

11) проводить профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности с учетом данных мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

12) проводить индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности, обнаруженной при анализе результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

13) взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам;

14) организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи;

15) оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций;

16) создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов;

17) оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм;

18) обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации;

19) вести психологическую просветительскую деятельность среди населения;

20) взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию;

21) разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач;

22) разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов;

23) разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе;

24) вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения;

25) разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов;

26) анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение;

27) адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения;

28) разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентам;

29) проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов;

30) применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов;

31) создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам;

32) разрабатывать психологические рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с клиентами;

33) разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам;

34) проводить психологическое обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека;

35) анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг;

36) проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере;

37) вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок;

38) составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере;

39) работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности;

40) применять на практике методы обучения взрослых, индивидуальной и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов;

41) оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам;

42) критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере;

43) общаться с разными категориями клиентов;

44) общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов;

45) проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители;

46) обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители;

47) определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении;

48) разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов;

49) применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры;

50) адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности;

51) применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов;

52) использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам;

53) анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения;

54) разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы;

55) использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций;

56) подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг;

57) использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги);

58) грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах;

59) создавать наглядные материалы для психологического просвещения;

60) преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения;

61) организовывать взаимодействие между специалистами по проведению профилактической и психокоррекционной работы;

62) анализировать и обобщать данные о состоянии и динамике психологического здоровья населения, выявлять риски его нарушения;

63) выявлять проблемы психологического здоровья населения, требующие психокоррекционной работы;

64) использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания для разработки программ профилактической и психокоррекционной работы;

65) подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;

66) осуществлять разные виды психологического консультирования населения по вопросам психологического здоровья;

67) разрабатывать программы и проводить общественные опросы по проблематике психологического здоровья;

68) определять источники необходимой информации, осуществлять ее поиск и применять для совершенствования деятельности в области реализации профилактической и психокоррекционной работы с населением;

69) вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере;

70) разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам;

71) оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека;

72) владеть технологиями работы с информационными сетями, основным программным обеспечением, необходимым для проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

73) хранить и обрабатывать персональные данные клиентов;

74) вести делопроизводство и служебную переписку;

75) ……… (другие навыки и умения)

1.6. Психолог в социальной сфере в своей деятельности руководствуется:

1) ……… (наименование учредительного документа)

2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

3) настоящей должностной инструкцией;

4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)

1.7. Психолог в социальной сфере подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.8. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп:

1) подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам);

2) организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

3) оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию;

4) организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам);

5) оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам);

6) психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов);

7) организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;

8) разработка и реализация программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения.

2.2. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Психолог в социальной сфере исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) выявляет проблемы межведомственного характера в социальной сфере, подготавливает предложения по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам;

2) осуществляет разработку совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия;

3) обучает специалистов межведомственной команды;

4) осуществляет психологическую подготовку специалистов межведомственной команды;

5) проводит психологическую оценку эффективности деятельности специалистов межведомственной команды;

6) консультирует специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам;

7) ведет учет результатов работы.

3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет разработку программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

2) определяет психологические критерии соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей;

3) проводит мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных;

4) выделяет и оценивает психологические риски, факторы социальной и психологической напряженности;

5) обобщает полученные данные и разрабатывает на их основе психологические рекомендации по минимизации негативных явлений;

6) осуществляет подготовку сообщений и публикаций для средств массовой информации (далее - СМИ) по результатам мониторинга;

7) оценивает эффективность работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

8) ведет учет проведенных работ.

3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет разработку индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников;

2) создает команду и проводит программы активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе;

3) проводит групповое и индивидуальное консультирование клиентов;

4) проводит психологические тренинги по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации;

5) содействует в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов;

6) осуществляет разработку программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов;

7) привлекает социальное окружение клиентов к их психологической поддержке и создает специальные странички, блоги, группы в социальных сетях;

8) выполняет работу по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов.

3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявляет информацию, требующую дополнительной проверки;

2) запрашивает необходимую информацию у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства);

3) подбирает комплекс психологических методик, планирует и проводит обследование клиентов;

4) обобщает результаты психологического обследования, оценивает психологические потребности, риски и ресурсы клиентов, выявляет психологические особенности их социального окружения и условий жизни;

5) выявляет типичные психологические проблемы разных социальных групп клиентов;

6) осуществляет разработку совместно с другими специалистами и клиентами "дорожных карт" с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде;

7) осуществляет разработку программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников;

8) проводит индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания;

9) проводит беседы (лекции), направленные на просвещение клиентов;

10) взаимодействует с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем;

11) осуществляет подготовку материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ;

12) ведет учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи.

3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 5 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет разработку планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам;

2) оказывает индивидуальную психологическую помощь клиентам;

3) проводит тренинги для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.);

4) проводит психологические тренинги, направленные на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов;

5) консультирует клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом;

6) повышает квалификацию клиентов по вопросам психологии социальной работы;

7) проводит занятия с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации;

8) создает информационный ресурс по психологии социальной сферы и использует его содержание в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам.

3.1.6. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 6 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовку психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями;

2) составляет программы психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи;

3) осуществляет разработку программ и проводит групповые и индивидуальные психологические занятия для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т.д.);

4) консультирует клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей;

5) осуществляет подготовку детей к устройству в замещающую семью;

6) консультирует детей по психологическим проблемам в замещающих семьях;

7) ведет учет данных об оказанной психологической помощи.

3.1.7. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 7 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет разработку плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;

2) доводит до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информацию о перечне психологических услуг и возможности их получения;

3) разрабатывает рекомендации для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими;

4) осуществляет организацию волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи;

5) осуществляет подготовку для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т.д.);

6) проводит групповые и индивидуальные информационные консультации о возможности получения психологических услуг;

7) привлекает к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи;

8) обобщает и оценивает результаты работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования;

9) ведет учет проведенных работ.

3.1.8. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 8 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет диагностику состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;

2) осуществляет обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;

3) осуществляет разработку и реализацию совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;

4) консультирует население по проблемам психологического здоровья;

5) оценивает результативность программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;

6) осуществляет подготовку материалов о состоянии и динамике психологического здоровья населения и представляет их в интернет-форумах и СМИ;

7) ведет учет проведенных работ.

3.1.9. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.10. ……… (другие обязанности)

3.2. При исполнении своих обязанностей, психолог в социальной сфере:

1) обеспечивает конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте;

2) соблюдает требования профессиональной этики.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Психолог в социальной сфере имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Психолог в социальной сфере привлекается к ответственности:

- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;

- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 N 682н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения)

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Ответить

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.