Психологические аспекты безопасности на дороге. Психологическая поддержка пострадавших в результате ДТП
№ | Вопрос | Выберите один или несколько правильных ответов | Ответ |
1. | Психологическая поддержка и первая психологическая помощь являются составной частью первой помощи. | 1. Да.
2. Нет. |
1 |
2. | Тактические приемы оказания первой помощи пострадавшему с острой психической травмой (выраженным агрессивным поведением). | 1. Обеспечение безопасности пострадавшего.
2. Обеспечение безопасности окружающих. 3. Обеспечение собственной безопасности. |
1–3 |
3. | Острые психические расстройства могут развиться у пострадавшего в ДТП. | 1. Да.
2. Нет. |
1 |
4. | Стресс — это: | 1. Состояние выраженного эмоционального напряжения, возникающее у человека в ответ на сильное внешнее воздействие, как приспособление организма к новым условиям.
2. Состояние пострадавшего после тяжелой травмы, сопровождающееся нарушением сознания. |
1 |
5. | Избыточный стресс, возникающий у пострадавшего в ДТП, может вызвать: | 1. Острые психические реакции.
2. Панику на месте ДТП. 3. Посттравматические расстройства здоровья у пострадавших. |
1–3 |
6. | Острые психические реакции у пострадавших проявляются в виде следующих состояний: | 1. Истерика.
2. «Нервный озноб». 3. Ступор. 4. Агрессивное поведение. |
1–4 |
7. | Укажите варианты агрессивного поведения пострадавших с острой психической травмой: | 1. Гнев.
2. Стремление к самоповреждению. 3. «Нервный озноб». 4. Выраженное двигательное возбуждение. 5. Безразличие к ситуации. |
1,2,4 |
8. | Ступор проявляется у пострадавших с острой психической травмой как: | 1. «Нервный озноб».
2. Безразличие к ситуации. 3. Отсутствие сознания. 4. Сонливость. |
2 |
9. | Укажите основную особенность поведения пострадавшего при истерике. | 1. Оцепенение.
2. «Театральное» поведение. 3. Агрессивность. |
2 |
10. | Истерика проявляется у пострадавших с острой психической травмой как: | 1. Театральное поведение.
2. «Нервный озноб». 3. Рыдания и крик. 4. Выраженное двигательное возбуждение. 5. Стремление к самоповреждению. |
1,3,4 |
11. | Острые психические реакции у пострадавших в результате ДТП чаще всего сопровождаются потерей сознания. | 1. Да.
2. Нет. |
2 |
12. | Выберите основное мероприятие первой психологической помощи для пострадавшего с истерикой. | 1. Неожиданно совершить отвлекающее действие, например, громко крикнуть.
2. Лишить пострадавшего внимания окружающих. 3. Заставить пострадавшего выполнить конкретное поручение. 4. Говорить тихо, медленно и четко. |
2,4 |
13. | Выберите основное мероприятие первой психологической помощи для пострадавшего, находящегося в ступоре: | 1. Неожиданно совершить отвлекающее действие, например, громко крикнуть.
2. Лишить пострадавшего внимания окружающих. 3. Заставить пострадавшего выполнить конкретное поручение. 4. Говорить тихо, медленно и четко. |
1,4 |
14. | Выберите основное мероприятие первой психологической помощи для пострадавшего с агрессивным поведением. | 1. Неожиданно совершить отвлекающее действие, например, громко крикнуть.
2. Лишить пострадавшего внимания окружающих. 3. Заставить пострадавшего выполнить конкретное поручение. 4. Говорить тихо, медленно и четко |
3 |
15. | Пострадавших с острой психической травмой можно привлекать к оказанию помощи. | 1. Пострадавших с острой психической травмой ни в коем случае нельзя привлекать к оказанию помощи!
2. Пострадавших с острой психической травмой можно привлекать к оказанию помощи, давая простые поручения: «принеси, отнести, подержи, передай, посмотри, встреть». |
2 |
16. | Перечислите, от чего зависит тяжесть острой психической травмы у пострадавшего в ДТП. | 1. Состояние общего здоровья пострадавшего.
2. Масштабность последствий ДТП. 3. Темперамент пострадавшего. 4. Тяжесть полученных физических травм. |
1–4 |
17. | Острая психическая травма в результате ДТП у беременной женщины может вызвать преждевременные роды. | 1. Да.
2. Нет. |
1 |
18. | При оказании первой помощи ребенку, пострадавшему в ДТП, необходимо: | 1. Установить с ребенком словесный и тактильный контакт.
2. Дать мягкие игрушки, чтобы отвлечь от общего осмотра и манипуляций. 3. По возможности привлечь родственников и знакомых к оказанию помощи. 4. Обязательно изолировать ребенка от родителей или родственников. 5. Привлечь к оказанию помощи самого пострадавшего ребенка. |
1,2, 3,5 |
19. | Ребенку оказана первая помощь.
Можно ли до приезда скорой медицинской помощи оставить ребенка одного. |
1. Нет, ни в коем случае!
2. Ребенка можно оставить без присмотра, ведь первая помощь оказана. |
1 |
20. | Невольные свидетели ДТП получают острую психическую травму. | 1. Да.
2. Нет. |
1 |
21. | Оказывать психологическую поддержку пострадавшим в ДТП могут: | 1. Врач.
2. Спасатель. 3. Водитель. 4. Психолог. 5. Сотрудник ГИБДД. 6. Случайный прохожий. 7. Все перечисленные. |
7
(1–6) |
22. | При оказании первой помощи пострадавшим с острыми психическими расстройствами необходимо: | 1. Успокоить и установить словесный контакт с пострадавшим.
2. Дать теплое сладкое питье. 3. Вызвать скорую медицинскую помощь. |
1–3 |
23. | Перечислите приемы психологического воздействия на пострадавшего с острой психической травмой. | 1. Представиться пострадавшему.
2. Объяснить свои действия по оказанию помощи. |
3. Установить и поддерживать с пострадавшим словесный контакт.
4. При любых обстоятельствах использовать корректную и доброжелательную форму общения. 5. Приободрить пострадавшего. 6. Дать родственникам пострадавшего конкретные, несложные поручения. 7. Постоянно наблюдать за пострадавшим. |
1–7 | ||
24. | Перечислите методы психологического воздействия на пострадавших с острой психической травмой. | 1. Вербальный.
2. Невербальный. |
1,2 |
25. | Вербальный метод психологического воздействия заключается в следующем: | 1. Установление и поддержание словесного контакта.
2. Установление и поддержание визуального и тактильного контактов. |
1 |
26. | Невербальный метод психологического воздействия на пострадавших заключается в следующем: | 1. Установление и поддержание словесного контакта.
2. Установление и поддержание визуального и тактильного контакта. |
2 |
27. | Укажите основную цель визуального контакта с пострадавшим. | 1. Наблюдение за состоянием пострадавшего.
2. Поддержание разговора с пострадавшим. |
1 |
28. | Перечислите признаки утомления. | 1. Ухудшение координации движений.
2. Снижение скорости ответных реакции. 3. Ошибочные действия. 4. Раздражительность. 5. Снижение физической активности.6. Снижение умственной активности. 7. Нарушение сна. 8. Головные боли. |
1–8 |
Источник: Сборник тестовых заданий : Учебное пособие для водителей — М. : 2009. — 88 с.
Рецензенты и консультанты:
д.м.н., профессор, член-корреспондент РАМН, директор НИИ скорой медицинской помощи им. И.И. Джанелидзе, главный специалист по скорой медицинской помощи Минздравсоцразвития Багненко С.Ф.
д.м.н., профессор, член-корреспондент РАМН, директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Гончаров С.Ф.
директор ГУЗ «Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф» Федоткин О.В.
Под редакцией В.Г. Авдеевой
Коллектив разработчиков:
к.м.н., заместитель директора ГУЗ «Пермский краевой ТЦМК», руководитель образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» Авдеева В.Г.
врач-методист образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» ГУЗ «Пермский краевой ТЦМК» Ашаев С.Г.
д.м.н., главный детский ортопедо-травматолог Министерства здравоохранения Пермского края, заведующий детским ортопедо-травматологическим отделением медико-санитарной части № 9 им. М.А. Тверье Белокрылов Н.М.
начальник лаборатории психофизиологического обеспечения ГУЗ «Пермский краевой ТЦМК» Белорусова Г.И.
врач-методист образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» ГУЗ «Пермский краевой ТЦМК» Запьянцева М.Н.
врач-методист образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» ГУЗ «Пермский краевой ТЦМК» Козлов О.П.
д.м.н., профессор, зав. кафедрой анестезиологии-реаниматологии ГОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия Росздрава», главный анестезиолог Министерства здравоохранения Пермского края Кон Е.М.
к.ист.н., зав. кафедрой воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО «Пермский региональный институт повышения квалификации работников образования» Копысова Э.С.
медицинский психолог лаборатории психофизиологического обеспечения ГУЗ «Пермский краевой ТЦМК» Мазеина Е.Г.
старший методист образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» ГУЗ «Пермский краевой ТЦМК» Петий Т.Г. ведущий специалист, врач-методист образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» ГУЗ «Пермский краевой ТЦМК» Субботин Л.И.
методист образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» ГУЗ «Пермский краевой ТЦМК» Титова Е.М.
врач-методист образовательно-методического центра «Пермская краевая школа медицины катастроф» ГУЗ «Пермский краевой ТЦМК» Чурашова В.В.